Новости

«Один шаг в обучении — 100 шагов в развитии»

Самореализация присуща каждому человеку. Любой из нас стремится раскрыть потенциал, заложенный в нас. Значительной составляющей является ситуация успеха. На нашем проекте любые соревнования для людей с ограниченными возможностями представляют выход из зоны трудностей.

И сегодня мы хотели бы поговорить о таких занятиях Московского дома удивительных людей, как «шахматотерапия». А расскажет о них наш тьютор и специалист Анна Сидоренко.

— Анна, расскажи немного о себе…

— Я родилась и выросла в городе Магнитогорске Челябинской области. После окончания колледжа в родном городе, поступила в институт и перевелась в Москву. Окончила Московский государственный психолого-педагогический университет по направлению «Психология».

— Как ты узнала о проекте «Московский дом удивительных людей»?

— Меня пригласила в проект Мария Евгеньевна Сиснева. Благодаря ее поддержке, во время обучения в университете, мы проходили практику в ПНИ (психо-неврологическом интернате) и начали впервые заниматься шахматами в таком учреждении по методике Виктора Кирилловича Зарецкого «Шахматы для общего развития».

— А как давно ты играешь в шахматы, это твое хобби?

— У меня в шахматы играл дедушка и мама играет всю жизнь. Но живя рядом с ними, я почему-то особого интереса к шахматам не проявила. Всегда наблюдала, как родные играют, ходила на турниры и болела за них. Сама же шахматами заинтересовалась только тогда, когда выбирала научного руководителя, у которого были темы курсовых, связанные с этой игрой. Так в течении всего обучения я написала две Курсовые работы и диплом.

А вообще у меня много интересов: путешествия, активный отдых, волейбол, рукоделие — вышивка крестиком, фенечки, бисероплетение, настольные игры…

— В чем видишь уникальность методики Зарецкого?

— Сама методика разработана таким образом, что каждый урок начинается с простых заданий: дать ответ на загадку, далее отметить указанные в задании поля на шахматной доске, в результате чего получается фигура. Затем задания в уме: определить расположение фигуры в начальной позиции и ее возможности движения по шахматной доске. И самое сложное в конце — это мат в один ход. Таким образом расширяются возможности ученика и потенциал его развития в шахматах, так как сами задания устроены в зоне ближайшего развития ученика и то, что он может освоить совместно со взрослым.

— Как применимы эти идеи на проекте «Московский дом удивительных людей»?

— Впервые я предложила включить в программу «шахматотерапию» и работать по методике Зарецкого в рамках первого выездного интенсива проекта, куда меня пригласили. В обучении студентов проекта (прим.: людей с ограниченными возможностями) я применяла принципы и технологии рефлексивно-деятельностного подхода в сотрудничестве. Такие как: сотрудничество с учеником — мы равноправные участники процесса, которое автоматически запускает субъектную позицию ученика и его инициативность. Отношение к обучению как к непрерывному процессу. Идея «Один шаг в обучении -100 шагов в развитии» позволяет расширять потенциал ученика и преодолевать трудности.

— Расскажи о своих эмоциях после проведения интенсива и участия в проекте?

— В проекте я почувствовала огромную поддержку и возможности для того, чтобы делать что-то крутое вместе! Мне очень нравится, что здесь есть место для творчества и спонтанности, при этом высокий уровень профессионализма и организованности. Я чувствую, что и студенты, и специалисты могут проявить себя, почувствовать поддержку.

Больше всего запомнилось театральное выступление и подготовка к нему, огненное шоу и песни у костра, общение с Натальей Мизиной и та уникальная атмосфера, которую она создаёт.

— Так чему могут научить шахматы людей? Такие занятия важны в рамках нашего проекта?

— Шахматы помогают освоить логическое мышление, тактику и стратегию, разрабатывать и осуществлять планы. В рамках игры проходит осмысление своих действий и действий соперника. Самое важное, что мне нравится в методике Зарецкого и что я предлагаю студентам — это способность действовать в уме, совершать действия без помощи шахматной доски.

— Как часто планируете устраивать встречи «Шахматного клуба»?

— Наши занятия со студентами Московского дома удивительных людей проходят не только в рамках интенсивной программы, но и на регулярной основе в рамках «Шахматного клуба» — подсекции ДОМашнего клуба. С конца ноября 2020 года начались наши еженедельные онлайн встречи. И мы работаем над тем, чтобы вносить разнообразие в форматы. Вот, например, на прошлой неделе впервые «Шахматный клуб» был проведен у одного из студентов в гостях. Мы отлично сыграли командами: Слава и Катя против Вани и меня!

Добро пожаловать всем, кому интересны шахматы, буду рада проявлению разных инициатив и предложений от ребят!

Напомним, что проект Московский дом удивительных людей осуществляется с использованием гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.