
Об удивительной атмосфере школы «Технологии обучения»
Сегодня мы побеседуем со специалистом ГКОУ Школа «Технологии обучения», учителем-дефектологом и логопедом — Мариной Владимировной Васиной. В этой школе обучаются дети с особенностями здоровья и развития. Многие ребята заканчивают школу уже в возрасте старше 18 лет. Марина Владимировна много лет работает в составе психолого-педагогического школьного консилиума, ведет занятия с детьми и подростками, которые имеют рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК) на коррекционную поддержку образования. Опыт такого человека для проекта «Дом удивительных людей» особо ценен.
— Марина Владимировна, что Вас привело к этой работе и что входит в Ваши обязанности?
— К этой работе меня привело внезапное желание стать учителем в школе. По первой специальности я математик (МГУ мех-мат), училась в аспирантуре, писала научную работу на тему, связанную со свойствами волокнистых композитов. В какой-то момент поняла, что хочу проводить лето, каникулы со своим ребенком и круто поменяла специальность.
— Расскажите о Школе «Технологии обучения»: кто в ней обучается, как устроен образовательный процесс?
— В школе с 1 по 11 класс обучаются ребята с различными ограничениями здоровья — нарушениями опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы, тяжелыми соматическими заболеваниями. В школе два отделения — одно работает с применением дистанционных технологий (учащиеся приезжают в школу 2-3 раза в неделю, остальные дни занимаются на онлайн уроках по расписанию), второе отделение проводит очные занятия. Школа предоставляет специальные условия обучения — удобный доступ в здание и кабинеты, лифты, специальное оборудование, коррекционную поддержку (работа с учителем-дефектологом, учителем-логопедом, педагогом-психологом, танцеориентированная терапия) и др.
— Что такого есть в школе «Технологии обучения», что не может дать другая школа?
— Думаю, это не только талантливые учителя, высококвалифицированный коллектив, но и удивительная атмосфера. Дети и родители чувствуют себя нужными, участвуют в жизни школы.
— На Ваш взгляд, насколько необходим ребятам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) особый подход и особые условия? Может ли обычная школа это предоставить?
— Особый подход необходим не всем детям с ОВЗ. Всегда было и должно быть так, что многие ребята с различными ограничениями учились в обычной школе, если справлялись с нагрузкой и им это было комфортно. Но параллельно работали коррекционные школы, в которых уникальные специалисты давали учащимся возможность быть успешными, выйти в самостоятельную жизнь и тем детям, которые нуждались в специальных условиях обучения. Сейчас обычная школа поставлена в такие рамки, что она должна предоставить необходимые специальные условия по рекомендациям ЦПМПК учащимся с ОВЗ, но в некоторых случаях организовать обучение ребенка с серьезными ограничениями в обычной школе очень сложно.
— Есть ли в Вашей школе тьюторы и каковы их обязанности? Какими качествами должен обладать тьютор, чтобы стать хорошим специалистом?
— В нашей школе есть тьюторы, буквально в течение последних двух лет их стало больше. Тьюторы сопровождают обучающихся, которым необходима тьюторская поддержка на уроке, есть общее тьюторское сопровождение на перемене. Тьютор, например, оказывает техническую помощь ребенку с нарушением опорно-двигательного аппарата — помогает справиться со специальным оборудованием, или помогает ребенку с нарушением эмоционально-волевой сферы, коммуникации войти в процесс обучения, привыкнуть к новой обстановке. Тьютор должен чувствовать ребенка, не давить на него, помогать в рамках зоны ближайшего развития, не делать «вместо», а делать «вместе». Для этого необходимо обладать чувством такта, любить и уважать детей, не мешать ребенку самостоятельно действовать, чувствовать, где нужно немного помочь, знать коррекционную педагогику и многое другое.
— Учитывая Ваш большой опыт работы с ребятами с ОВЗ, как Вы думаете, с какими проблемами сталкиваются выпускники школы? Зависят ли проблемы от степени физических ограничений?
— Выпускники школы — ребята с ОВЗ сталкиваются с довольно большим объемом проблем. Обучение в колледжах и ВУЗах доступно не каждому выпускнику, многим нужна поддержка родителей для получения образования на этом этапе. Трудно потом и найти работу. Многие выпускники так и остаются детьми на всю жизнь, то есть родителям нужно искать, чем заняться с ребенком, как социализировать его, как оставить одного. Приучать к самостоятельности, принятию решений, сначала небольших, потом важных, необходимо с детства всех ребят с ОВЗ, кому это доступно. Не бояться делать это родителям очень трудно.
И да, конечно, проблемы часто зависят от степени физических ограничений.
— Как вы считаете, нужна ли выпускникам психологическая поддержка и в каких процессах?
— Считаю, что нужна обязательно. В процессе поступления, обучения в новом качестве студента; при выборе работы тем, кто успешно закончил профессиональное обучение. Очень нужна поддержка тем ребятам, которые не смогли продолжить обучение после школы по разным причинам. По-хорошему, они нуждаются в сопровождении психолога всю жизнь. Обязательно нужна поддержка родителям молодых людей с ОВЗ.
— Порекомендуйте, пожалуйста, к просмотру фильмы для людей, которые хотят связать свою жизнь с работой с людьми с ОВЗ, если Вы знаете такие фильмы…
— Есть много фильмов, которые стоит посмотреть. Вот несколько из них:
«Антон тут рядом»
«Моя левая нога»
«Звездочки на Земле»
«Рай океана»
«Без ума от любви»
«Великан»
«Темпл Грандин»
Вам также может понравиться

Новогодний ДОМашний квиз для старшеклассников
30.12.2020
Московский «Дом удивительных людей» готовится открыть свои двери
25.03.2020