Об удивительной атмосфере школы «Технологии обучения»
Сегодня мы побеседуем со специалистом ГКОУ Школа «Технологии обучения», учителем-дефектологом и логопедом — Мариной Владимировной Васиной. В этой школе обучаются дети с особенностями здоровья и развития. Многие ребята заканчивают школу уже в возрасте старше 18 лет. Марина Владимировна много лет работает в составе психолого-педагогического школьного консилиума, ведет занятия с детьми и подростками, которые имеют рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК) на коррекционную поддержку образования. Опыт такого человека для проекта «Дом удивительных людей» особо ценен.
— Марина Владимировна, что Вас привело к этой работе и что входит в Ваши обязанности?
— К этой работе меня привело внезапное желание стать учителем в школе. По первой специальности я математик (МГУ мех-мат), училась в аспирантуре, писала научную работу на тему, связанную со свойствами волокнистых композитов. В какой-то момент поняла, что хочу проводить лето, каникулы со своим ребенком и круто поменяла специальность.
— Расскажите о Школе «Технологии обучения»: кто в ней обучается, как устроен образовательный процесс?
— В школе с 1 по 11 класс обучаются ребята с различными ограничениями здоровья — нарушениями опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы, тяжелыми соматическими заболеваниями. В школе два отделения — одно работает с применением дистанционных технологий (учащиеся приезжают в школу 2-3 раза в неделю, остальные дни занимаются на онлайн уроках по расписанию), второе отделение проводит очные занятия. Школа предоставляет специальные условия обучения — удобный доступ в здание и кабинеты, лифты, специальное оборудование, коррекционную поддержку (работа с учителем-дефектологом, учителем-логопедом, педагогом-психологом, танцеориентированная терапия) и др.
— Что такого есть в школе «Технологии обучения», что не может дать другая школа?
— Думаю, это не только талантливые учителя, высококвалифицированный коллектив, но и удивительная атмосфера. Дети и родители чувствуют себя нужными, участвуют в жизни школы.
— На Ваш взгляд, насколько необходим ребятам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) особый подход и особые условия? Может ли обычная школа это предоставить?
— Особый подход необходим не всем детям с ОВЗ. Всегда было и должно быть так, что многие ребята с различными ограничениями учились в обычной школе, если справлялись с нагрузкой и им это было комфортно. Но параллельно работали коррекционные школы, в которых уникальные специалисты давали учащимся возможность быть успешными, выйти в самостоятельную жизнь и тем детям, которые нуждались в специальных условиях обучения. Сейчас обычная школа поставлена в такие рамки, что она должна предоставить необходимые специальные условия по рекомендациям ЦПМПК учащимся с ОВЗ, но в некоторых случаях организовать обучение ребенка с серьезными ограничениями в обычной школе очень сложно.
— Есть ли в Вашей школе тьюторы и каковы их обязанности? Какими качествами должен обладать тьютор, чтобы стать хорошим специалистом?
— В нашей школе есть тьюторы, буквально в течение последних двух лет их стало больше. Тьюторы сопровождают обучающихся, которым необходима тьюторская поддержка на уроке, есть общее тьюторское сопровождение на перемене. Тьютор, например, оказывает техническую помощь ребенку с нарушением опорно-двигательного аппарата — помогает справиться со специальным оборудованием, или помогает ребенку с нарушением эмоционально-волевой сферы, коммуникации войти в процесс обучения, привыкнуть к новой обстановке. Тьютор должен чувствовать ребенка, не давить на него, помогать в рамках зоны ближайшего развития, не делать «вместо», а делать «вместе». Для этого необходимо обладать чувством такта, любить и уважать детей, не мешать ребенку самостоятельно действовать, чувствовать, где нужно немного помочь, знать коррекционную педагогику и многое другое.
— Учитывая Ваш большой опыт работы с ребятами с ОВЗ, как Вы думаете, с какими проблемами сталкиваются выпускники школы? Зависят ли проблемы от степени физических ограничений?
— Выпускники школы — ребята с ОВЗ сталкиваются с довольно большим объемом проблем. Обучение в колледжах и ВУЗах доступно не каждому выпускнику, многим нужна поддержка родителей для получения образования на этом этапе. Трудно потом и найти работу. Многие выпускники так и остаются детьми на всю жизнь, то есть родителям нужно искать, чем заняться с ребенком, как социализировать его, как оставить одного. Приучать к самостоятельности, принятию решений, сначала небольших, потом важных, необходимо с детства всех ребят с ОВЗ, кому это доступно. Не бояться делать это родителям очень трудно.
И да, конечно, проблемы часто зависят от степени физических ограничений.
— Как вы считаете, нужна ли выпускникам психологическая поддержка и в каких процессах?
— Считаю, что нужна обязательно. В процессе поступления, обучения в новом качестве студента; при выборе работы тем, кто успешно закончил профессиональное обучение. Очень нужна поддержка тем ребятам, которые не смогли продолжить обучение после школы по разным причинам. По-хорошему, они нуждаются в сопровождении психолога всю жизнь. Обязательно нужна поддержка родителям молодых людей с ОВЗ.
— Порекомендуйте, пожалуйста, к просмотру фильмы для людей, которые хотят связать свою жизнь с работой с людьми с ОВЗ, если Вы знаете такие фильмы…
— Есть много фильмов, которые стоит посмотреть. Вот несколько из них:
«Антон тут рядом»
«Моя левая нога»
«Звездочки на Земле»
«Рай океана»
«Без ума от любви»
«Великан»
«Темпл Грандин»