Новости

Хороший тьютор любит дело, которым занимается

Сегодня предлагаем поближе познакомиться с куратором нижегородских тьюторов «Дома удивительных людей», инициативной, всесторонне развитой и оптимистичной девушкой Светланой Фалиной!


— Света, расскажи немного о себе и о том, как стала частичкой команды проекта?

— Я родилась и живу в Нижнем Новгороде, моя профессия — специальный психолог, и она для меня очень важна. Вообще всю свою сознательную жизнь я «волонтерила» в различных социальных проектах, которые позволили мне накопить большой опыт работы с людьми с особенностями развития: как с детьми, так и со взрослыми.

Во взрослом проекте «Дом удивительных людей» я с самого его начала. И мне очень повезло в нём оказаться сразу после университета — в таком по-настоящему человекоориентированном месте. Я верю, что мы с командой создаём что-то очень важное для Нижнего Новгорода, а в перспективе – для Москвы, и системы поддержки взрослых людей с особенностями развития.

— Что самое важное в твоей работе?

— Для меня в работе самое важное — это коммуникация. Однажды Юлия Кремнёва, человек, который придумал «Дом», сказала фразу, которая мне очень запомнилась: «Жизнь — это шаги навстречу друг другу». Мне этот тезис невероятно близок. Мне важно видеть человека — такого, какой он есть, и идти к нему навстречу маленькими шажками. Узнавать и погружаться в его реальность, видеть и ценить его шаги в ответ и делиться своим миром.

— Светлана, расскажи немного о тьюторстве в нашем деле: что сегодня актуально и какие задачи стоят перед тьютором?

— Тьютор — это профессия, которая в настоящее время набирает известность и востребованность в России. Конечно, в каждом учреждении тьютор и его работа выглядят совершенно по-разному. Это зависит как от общего направления работы учреждения, так и от конкретных физических условий (люди в учреждении, которым необходимо оказывать услуги по сопровождению; часы работы и прочее-прочее).

По опыту нашего проекта, тьютор — это фигура, вокруг которой разворачивается множество процессов «Дома удивительных людей». Эта специфика связана с идеологическими основаниями проекта и нашим форматом. Мы начали работу с выездных интенсивов для молодых людей (в нашем проекте мы их называем «Студенты»)…

— Расскажи поподробнее об этом…

— Интенсив — это пространство, где собираются молодые люди с особенностями развития, психологи, мастера-ремесленники и тьюторы. Все эти люди вместе создают такое общее поле, где есть место для работы и дисциплины, для радости и общения, и вообще всему, что связано с людьми и их жизнью. Потому что интенсив, прежде всего — это история про жизнь людей.

Почему именно «интенсив»? Потому что на наших сменах процессы развиваются невероятно интенсивно — здесь есть четкое время пребывания, конкретное место и определенный круг людей, кто в этом пространстве находится. Такие условия позволяют развернуть реальные жизненные процессы, которые за счет всех этих построенных границ, происходят быстрее, чем в обычной жизни.
Интенсив длится от 6 до 10 дней, и за это время мы можем проработать много задач по каждому из наших «Студентов». Многие проблемы и трудности ребят в бережном пространстве «Дома удивительных людей» проявляются, и мы можем встретиться с ними и помочь ребятам их разрешить.
Постоянное кураторство специалистов — психологов, тьюторов — помогает «Студентам» научиться различным навыкам саморегуляции, самопонимания, коммуникации с остальными «Студентами» и многому другому.

— Выходит, фигура тьютора в нашем проекте очень важна?

— Это действительно так. Механика работы тьютора такая: на интенсивах за каждым «Студентом» закрепляется тьютор. Это помогает в короткий срок создать безопасную психологическую среду для каждого из ребят, вникать в его трудности, успехи, строить работу исходя из его индивидуальных качеств. Программу работы во время интенсива строят специалисты, а тьютор следует по ней, отмечая продвижения и задержки.
Важнейшая задача, которая стоит перед тьютором — это установление контакта с его «Студентом». Контакта, основанного на принятии и вере в человека. На самом деле, от этого зависит вообще вся работа в проекте.
Следующая наша цель — это развитие самостоятельности «Студента». Это такая общая цель, она достигается через решение разных задач: например, сначала надо работать с тревогой, агрессией, выученной беспомощностью и другими вещами, а потом уже переходить к развитию целевых навыков.

Тьютор — это человек, который постоянно находится в рефлексивной позиции относительно своих действий (зачем я это делаю, говорю; какого результата я хочу добиться…) и действий окружающих. От хорошего тьютора требуется много навыков наблюдения и анализа. Такая вдумчивая и внимательная работа, где нужны паузы, остановки на размышления.

— А как идут на контакт сами «Студенты»?

— Когда «Студент» видит, что его принимают, то он всецело раскрывает свой потенциал. Мы видим, что человек даже с очень серьезными нарушениями способен на многое — тут и радость общения, и самостоятельно сделанной работы, и много-много всего, что позволяет человеку почувствовать себя живым, активным участником своей жизни.

— Так как можно стать тьютором проекта «Дом удивительных людей»?

— У нас тьюторами работают в основном молодые люди — студенты-выпускники профильных специальностей. Однако есть возможность стажировки в проекте и людям с другим образованием, но нужными психологическими качествами и установками. Мы рады новым лицам в «Доме удивительных людей»!

Благодарим Светлану за интервью! Также хотим пригласить в команду московского «Дома удивительных людей» всех заинтересованных лиц, пишите и звоните нам!

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *